ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ № 24 разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы и примерной  основной образовательной  программы начального общего образования. Она  определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования.

Основная образовательная программа школы является программой развития МБОУ СОШ № 24.  По мере введения ФГОС НОО и накопления опыта работы в данную программу будут вноситься изменения и дополнения. Данная программа начинается с сентября 2011-2012  учебного года и будет реализовываться по мере «вхождения» во ФГОС  учащихся начальной школы.

 Разработчики программы: директор школы Л.И. Остапенко, заместитель директора по УВР Дейнега Е.Т., заместитель директора по ВР Удодова Н.Е.. педагогический совет школы, Управляющий совет школы.

Разработчики опирались  на следующие документы:

               В целях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», 

в соответствии с приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»,

от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10.2009 года № 373»,

 распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 7 октября 2010 года  935–р «О плане действий по модернизации общего образования на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в Краснодарском крае на 2011-2015 годы»,

приказом департамента образования и науки Краснодарского края от 5 марта 2011 года № 767/1 «О введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в общеобразовательных учреждениях Краснодарского края в 2011 году»,

 

1 Целевой раздел

 

 1.1  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

 

 

МБОУ СОШ № 24 г. Крымска была образована в 1992 году. В настоящий момент в школе  насчитывает 20 классов, 582 учащихся, 32учителя. Из них с высшим образованием – 30 учителей, со средним специальным – 3 учителя. В начальной школе 222 учащихся, 8 классов, 7 учителей. Начальная школа работает по образовательным системам: «Перспектива» в 1-х классах,  «Гармония», «Школа России». На базе школы уже много лет работает кружки ЦРТДЮ и ДЭБЦ, которые  помогает развивать школьников в эстетическом направлении, предоставляя бесплатные услуги по таким направлениям, как ритмика, народные танцы, хореография, этика, прикладное творчество и др. Школа предоставляет бесплатные услуги по  где готовят будущих первоклассников, не посещающих детские дошкольные учреждения, в течении учебного года. Также на базе школы развита структура развития учащихся по спортивным направлениям. Для помощи и поддержки детей работает  психолог и социальный педагог.

Школа является муниципальной экспериментальной площадкой по теме «Интеграция основного и дополнительного экологического образования и воспитания». Реализуя этот проект, педагоги  ищут новые формы работы, создают творческие группы (учителя школы и педагоги дополнительного образования, работники ДЭБЦ).

Целью  данной программы является   воспитание у подрастающего поколения экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности, формирование экологического мышления и экологической культуры учащихся.  Вместе с этим изменилось базисное содержание учебных дисциплин -  экологическое  образование дает обширную теоретическую и прикладную информацию о современной экологии и способствует пониманию сущности современных экологических проблем.

Программа  развития школы  направлена на экологическое образование и воспитание детей и имеет созвучное название с названием МЭП.

 Ученическое самоуправление тесно связанно с работой детской общественной организацией «Истоки». 19 сентября 1996 года в СОШ № 24 была организована школьная экологическая республика. Ее задачей является экологическое образование и воспитание учащихся с практической направленностью. Главная цель самоуправления в ШЭР – создание условий для самореализации каждого ребенка.

В 2009 году школа заняла 2 место в крае  в конкурсе на лучшее экологическое общеобразовательное учреждение Краснодарского края.

Традиционно учащиеся принимают участие в различного уровня экологических конкурсах. В школе работает  научное общество «Поиск» (руководитель Маринина О.В.). Учащиеся  успешно защищают  научно – исследовательские работы  на заседании Малой академии наук.

Актуальность формирования и развития культуры учащихся в школе, основана на огромном значении общения, познания и творческого самовыражения в жизнедеятельности учащихся. Работа всего педагогического коллектива призвана повысить культурный уровень личности, стать регулятором общения, создает  такие условия и  содержание деятельности, которые в наибольшей степени соответствуют  позитивному развитию, экологическому образованию и воспитанию.

В дальнейшем планируется в школе создание музея имени А. Покрышкина, присвоение школе имени трижды героя А. Покрышкина с целью активизации патриотического воспитания детей.

МБОУ СОШ № 24 работает по введению ФГОС НОО с 1 сентября 2011 года.  С учительским коллективом начальной школы проведена разъяснительная работа по ФГОС НОО, был разработан план мероприятий о введении ФГОС НОО. Кроме этого, директор школы Людмила Ивановна Остапенко и заместитель директора по УВР Максимова Елена Викторовна прошла курсы повышения квалификации по теме  ФГОС.  Учителя начальных классов (Агапова И.Л., Рябова Е.Е., Скирта Т.А., Бахталиева Т.Г., Распопова Е.В.), прослушали  курсы повышения квалификации по теме «Внедрение ФГОС в начальной школе» в январе-августе 2011г.

Основная  образовательная  программа начального общего  образования (ООП НОО)  разработана  на основе  ст.14,15 Закона РФ «Об  образовании», Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего  образования (приказ МОиН РФ № 373 от 06 октября 2009 года), Концепции Образовательной системы  «Перспектива»,  а также социального заказа родителей младших школьников, концепции духовно-нравственного воспитания и развития.

Программа разработана коллективом педагогов, родителей  начальной ступени образования школы, рассмотрена  и принята Решением педагогического совета (протокол № 1 от 30 августа 2011 года), управляющим советом МБОУ СОШ  № 24.

Для внедрения ФГОС НОО нами была выбрана образовательная система «Перспектива», так как этот УМК соответствует 1-4 классам общего  образованияи ставит следующие стратегические цели: сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье и безопасность учащихся, обеспечить их эмоциональное  благополучие;  развить творческие способности школьников с учетом их индивидуальных особенностей; сохранить и поддержать  индивидуальность каждого  ученика;   формировать у младших школьников основы теоретического и практического мышления, сознания и опыт осуществления различных видов деятельности; создавать педагогические условия, обеспечивающие не только успешное образование на данной ступени, но и широкий перенос средств, освоенных в начальной школе, на следующие ступени образования и во внешкольную практику;помочь школьникам овладеть основами грамотности в различных ее проявлениях; развивать у каждого ученика опыт ощущать себя субъектом отношений с людьми, с миром и с собой, способным к самореализации в образовательных и других видах  деятельности.

В основу реализации ООП согласно ФГОС, положен системно-деятельный подход, который предполагает: 1)  воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава; 2)  переход к стратегии социального проектирования и  конструирования на основе разработки содержания и технологии образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня личностного и познавательного развития обучающихся в гимназии; 3) ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;4) признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающегося; 5) учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения; 6) обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, среднего (полного) общего и профессионального образования; 7)разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Программа строится в соответствии с целью и общими принципами образовательной системы «Перспектива». Главная цель данной образовательной системы – создание условий для развития функционально-грамотной личности – человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы), используя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и навыки оставаясь при этом человеком. Программа базируется на следующих основных линиях развития школьника:  формирование произвольного поведения; овладение средствами и эталонами познавательной деятельности; переход от эгоцентризма к децентрации; мотивационная готовность. Эти четыре линии развития определяют содержание начального образования и опыт работы всего коллективаучителей начальных классов. При разработке программы учитывался накопленный позитивный опыт современного начального школьного образования.

При реализации ООП определены этапы, в которых учитывались возрастные особенности начального  школьного  образования.

В соответствии  с возрастными особенностями младших школьников ООП начального образования  условно  делится  на три этапа.

Первый этап(первые два месяца  первого класса) – переходный адаптационный период от дошкольного образования к школе. Его цель обеспечить плавный переход детей от игровой к учебной деятельности, выработка основных правил и норм школьной жизни. Этот план характеризуется тем, что, 1) он является переходным, а, следовательно, психологическая и физиологическая чувствительность ребенка ко всему, что с ним происходит, чрезвычайно обострена; 2) в это время у детей наиболее интенсивно происходит осмысление своего социального положения и закладываются переживания, на многие годы, определяющие их отношение к учебной работе, общению с учителями и одноклассниками, к самому пребыванию в школе. Решение задач данного периода образования осуществляется в течении 1 четверти учебного года.

Второй  этап (вторая четверть 1-го класса). Его основная цель – конструирование коллективного «инструмента» учебной  деятельности коллектива  класса. Этот период характеризуется тем, что, 1) оформляется мотивация учения, зарождаются познавательные интересы, выходящие за рамки учебных предметов; 2)  происходит формирование учебной деятельности в классе, учащиеся обретают первые навыки  пополнять свое образование без непосредственного руководства учителя; 3) самостоятельность младшего школьника достигает того уровня, когда часть учебной работы на этапе коррекции своих действий может и стремиться выполнить сам, без посторонней помощи; 4) складывается класс как учебное сообщество, способное втягивать в решение познавательных задач даже наименее мотивированных школьников.

Третий этап (второе полугодие 4-го года обучения), как и первый, имеет переходный характер. Этот этап опробирования в разных ситуациях сконструированного в совместной деятельности «инструмента» учебной деятельности, рефлексия общих способов действия учащихся, формирование основ умения учиться. Переход от начальной ступени образования к основной в современном школьном укладе сопровождается достаточно резкими переменами в жизни школьников (повышение требований к самостоятельности и ответственности учащихся, возрастающая сложность предметного содержания обучения, новые отношения с учителями-предметниками). Этот переход не должен носить кризисный характер, сопровождаться резким разрывом между предыдущим и последующим образом жизни. Многих широко распространенных кризисных явлений (спад учебной мотивации, нарастание дисциплинарных трудностей, рост тревожности, дезориентация в жизненных ситуациях) можно избежать, если сам этот переход строится как мягкий, постепенный и длительный, таким образом, основная цель данного периода начального образования построить отсутствующий в современной педагогической практике главный, постепенный, некризисный переход школьников с начальной на основную ступень образования.

Для сохранения результатов учебной и внеучебной деятельности учащихся (в строгом терминологическом смысле этого слова) используются: общеклассные справочники, сборники правил по каждой предметной линии, плакаты (цифровые учебные объекты, распечатываются в своем окончательном виде при переходе из класса в класс или в среднюю школу) — как форма сохранения результатов учебной деятельности класса; презентации (цифровые учебные объекты или в виде распечатанных материалов) — как форма сохранения результатов пробно-поисковой работы группы. Результаты практических работ младших школьников предоставляются в виде: творческих работ (графические, живописные, литературные, научные описания собственных наблюдений и экспериментов) как в форме «портфолио» (накопительных папок), так и в форме выставок, научных журналов, литературных сборников (возможны как цифровые, так и печатные формы); презентации, фиксации результатов преобразования модели (схема, чертеж и др. знаковые формы, полученные ребенком в ходе индивидуального решения задачи (в виде цифрового объекта или распечатки); выполненных работ в компьютерных средах, таблицы и графики, отражающие состояние навыков ребенка — соревнование с самим собой (в виде цифрового объекта или распечатки).

Большое внимание школа уделяет региональному компоненту «Кубановедение». Это обусловлено месторасположением школы (рядом с детским эколого-биологическим центром). Для этого во всех учебных курсах до 13% часов отводится на краеведение, также введён курс «Кубановедения» отдельным занятием в учебном плане.

Все  материалы младшего  школьника по итогам  образования в начальной школе  оформляются  в форме «портфолио» (дневника, накопительной папки). Оценка содержимого «портфолио» осуществляется одноклассниками и учителем в форме содержательной качественной оценки с использованием  информационной среды  образовательного учреждения.

В этой связи школой разработана «МОДЕЛЬ УЧАЩЕГОСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ» которая включает в себя следующие базовые компоненты:

1. Чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание своей личной ответственности за благосостояние общества;

2. Восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; отказ от деления на «своих» и «чужих»; уважение истории и культуры каждого народа;

3. Доброжелательность, доверие и внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

4. Уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение;

5. Принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы, коллектива и стремление следовать им;

6. Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

7. Чувство прекрасного и эстетических чувств, благодаря знакомству с мировой и отечественной художественной культурой;

8. Широко познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества;

9. Способность к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке);

10. Чувство самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

11. Готовность к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

12. Целеустремленность и настойчивость в достижении целей, готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

13. Нетерпимость и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.

Материально-технические условия школы  позволяют внедрять ФГОС НОО. В МБОУ СОШ № 24 есть большой библиотечный фонд, медиотека с выходом в Интернет, технические средства обучения (видеомагнитофоны, DVD проигрыватели,  телевизоры, компьютерный класс, интерактивная доска, мультимедийные системы), экранно-звуковые пособия, электронные игры развивающего характера, печатные учебные пособия по предметам.

       Организована внеурочная деятельность по  5 направлениям: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное, социальное.

2011-2012    учебный год:

Внеурочная деятельность

Направление образовательно-воспитательной деятельности

Кол-во часов

Название курса

Спортивно-оздоровительное

2ч.

1ч.

 "Подвижные игры"

1ч.

"Школа докторов"

Духовно-нравственное

2ч.

1ч.

«Я - гражданин России"

1ч.

"Страна этикета"

Общеинтеллектуальное

2ч.

1ч.

""Занимательная математика"

1ч.

"Волшебный мир оригами"

Общекультурное

2ч.

1ч.

"Мир вокруг нас"

1ч.

"ДО МИ СОЛЬКА!

Социальное

2ч.

1ч.

"Русский с увлечением"

1ч.

"Солнечная мозаика"

 

2012 - 2013 учебный год

 

2013- 2014  учебный год:

Внеурочная деятельность

Направление образовательно-воспитательной деятельности

Кол-во часов

Название курса

Спортивно-оздоровительное

2ч.

1ч.

«Здоровей-ка», «Олимпиец», «Дети солнца»

1ч.

«Планета здоровья», хореография

Духовно-нравственное

2ч.

1ч.

«Капельки солнца», «Театральные ступеньки»

1ч.

«Народные мотивы»

Общеинтеллектуальное

2ч.

1ч.

«Окружающий нас мир», «В гостях у тётушки совы», «Родной край», «Электрошка»,

1ч.

«Я – исследователь» ,«Умелые ручки», «Хочу всё знать», «Знайка»

Общекультурное

2ч.

1ч.

«Азбука этики», «Акварелька». «Азбука этики»

1ч.

«Экология души», «Акварелька»

Социальное

2ч.

1ч.

«Доброта»,  «Юные пешеходы»

1ч.

«Волшебный  сундучок», «Моя планета»