Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная  школа    № 24   города Крымска

 

 

Анализ итогов введения ФГОС НОО в 2013-2014 учебном году

 

     Российская школа переживает сегодня серьезные преобразования. На смену парадигме знаний, умений и навыков пришел  федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения.

Что является отличительной особенностью нового Стандарта?

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения.

Основными результатами образования в начальной школе, согласно ФГОС НОО нового поколения, должны стать:

- формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

- воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;

- индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.

Реализация программы формирования УУД в начальной школе – ключевая задача  внедрения нового образовательного стандарта.

       Приоритетной целью современного российского образования становится полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, т.е. научить учиться. Это должно стать залогом успешной адаптации в стремительно меняющемся обществе.

Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Одна из главных ее задач – заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Наши учителя начальной школы призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию.

   Три года назад наша школа активно включилась в изучение и разработку нормативно-правовой базы.  С 1 сентября 2011 года в школе в   первом классе введён Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС  НОО),  который  потребовал серьёзных изменений на начальной ступени образования, в организации школьной жизни, в деятельности всего педагогического коллектива.

Достижение основной цели и решение поставленных задач по внедрению ФГОС НОО осуществлялось через:

- создание совета  и рабочей группы по введению ФГОС НОО;

- координацию деятельности администрации школы, управляющего Совета, педагогического совета, заседания  рабочей группы учителей начальных классов,  учителей-предметников школы;

   - создание нормативно-правовой  базы, регламентирующей внедрение ФГОС;

   - приведение в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностных инструкций работников образовательного учреждения (директора, заместителя директора по УВР, учителя начальных классов, классного руководителя);

- изучение педагогического, методического, кадрового и материально-технического потенциала образовательного учреждения: прохождение курсовой переподготовки кадров;

 -совершенствование материально-технической базы с целью создания развивающей среды в начальном звене; 

  - составление плана деятельности школы по внедрению ФГОС НОО;

   - разработку и утверждение плана-графика мероприятий по обеспечению введения ФГОС  НОО;

   -определение списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС  НОО;

    - разработку на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования  основной образовательной программы  НОО   МБОУ «Трёхбалтаевская СОШ»;

   -составление  рабочих образовательных  программ по учебным дисциплинам;

  - проведение  систематического анализа результатов работы по внедрению ФГОС НОО;

  - оказание методической помощи классным руководителям, учителям;

            В школе была собрана вся необходимая нормативно-правовая база. Имеется в наличии в электронном виде  нормативно-правовая база федерального, регионального и муниципального уровня, регламентирующая деятельность  условий внедрения ФГОС. Документация школьного уровня так же подготовлена в полном объёме. Разработаны и утверждены Положения о рабочей группе, о Совете, составлены план-график, план рабочей группы по введению  ФГОС.   План - график по введению ФГОС второго поколения, содержит перечень мероприятий, регламентирующих создание методических, кадровых, материально-технических и санитарно-гигиенических условий для полноценной реализации основной образовательной программы начального общего образования.

             Возможность апробации  введения ФГОС второго поколения на базе школы                                                               была рассмотрена на управляющем совете школы, педагогическом совете, родительских собраниях, заседании МО учителей начальных классов. Проведён анализ ресурсов учебной и методической  литературы, программного обеспечения используемого для организации системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса, в том числе – внеучебной деятельности учащихся.

             Накануне нового учебного года интенсивно проводилась информационная работа с родителями будущих первоклассников по вопросам организации обучения детей, обсудили проект стандартов, познакомили родителей с образовательной программой школы.

             Успех реализации стандартов второго поколения в большей степени зависит от учителя, поэтому на протяжении трех лет   шло активное освещение и  разъяснение  концепции государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения среди педагогических работников школы.

              В настоящее время прошли  курсы повышения квалификации директор школы,  два заместителя  директора школы,  6 учителей начальных классов.

             Была создана рабочая группа по разработке основной образовательной программы.

              Основная образовательная программа начального общего образования разработана на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования,  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373);

            Образовательная программа  представляет собой систему взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельным звеном, обеспечивающая определенное направление деятельности образовательного учреждения. Единство этих программ образует завершенную систему обеспечения жизнедеятельности, функционирования и развития  образовательного учреждения.

     Базисный учебный план школы построен на основе ФГОС второго поколения и обеспечивает его реализацию. Учебники, содержание которых соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.

      На школьном методическом объединении учителей начальных классов нами были рассмотрены и проанализированы УМК, рекомендуемые ФГОС НОО для использования в образовательном процессе. Из всех предложенных учебно-методических комплексов и образовательных систем, педагоги школы для реализации ФГОС НОО оставили УМК «Перспектива», потому что наша школа на протяжении многих лет успешно использовала эту образовательную систему.

          С  внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе учителя  должны научить ребенка не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно, но и должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Ко второй – формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.    Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования. Их можно достигнуть, благодаря современным УМК, включающим  учебные пособия нового поколения, отвечающие всем требованиям стандарта:  оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности, в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.

Учителя  начальных классов обучают учащихся, учитывая индивидуальные особенности каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья) выдвигают на первый план проблему обучения и развития.

         Большое внимание в новых стандартах уделено продуктивности предлагаемых детям заданий, так как продуманное и правильно сформулированное задание – это одно из главных средств достижения нового результата образования. Учителя начальных классов стараются не давать знания в готовом виде. Учат сравнивать, обобщать, делать выводы. Тщательно продумывать систему заданий, не задавать прямых вопросов.

        Система заданий разного уровня трудностей, сочетание индивидуальной деятельности ребенка с его работой в малых группах и участием в  работе позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет  в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития.

Эффективность учебно-воспитательной деятельности преподавателя  имеет следующую структуру:

Словесные - 10-20 %           

Наглядные – 50 %

Практические – 90 %

Эту структуру наши учителя помнят и используют в своей работе. Высший пилотаж в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором так организована  работа, что учитель лишь направляет и дает рекомендации, заставляя детей мыслить, выдвигать свои гипотезы и аргументировать их. Это сложно, но очень важно для гармоничного развития личности.

         Важным элементом формирования УУД является ориентировка младших школьников в информационно-коммуникативных технологиях. Мы получили новое оборудование,  которое позволяет расширить возможности работы на уроке. Учителя широко использую мультимедийный проектор при подаче материала на уроке. Все новое детям интересно.

          По сравнению с выпускниками детского сада прошлых лет, наши первоклассники плавно и безболезненно адаптировались в условиях новой образовательной среды. Ежегодно организовываются курсы  дошкольного  обучения, ведут их учителя, которые планируют работать в будущем первом классе, обычно таких групп две..   Подготовка велась на должном уровне, в достаточном объеме.  И, конечно, нужно и дальше работать в том же направлении, так как  это хорошая подготовка к школе. Во главу угла была поставлена задача укрепления здоровья детей, развитие их физического, нравственного и интеллектуального потенциала. Каждая минута, проведённая в школе, дала детям положительный опыт общения, позволило проявить себя как активную, творческую личность, расширило его представления об окружающем мире. Дети оживлённо общались с педагогами и друг с другом - в классах сложились доброжелательные взаимоотношения, что  является одним из условий формирования здоровьесберегающей образовательной среды. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.

           Для успешной адаптации обучающихся 1 класса к школьному режиму учителем на каждом уроке использовались следующие рекомендации:
1. Использовать наглядный материал, так как мышление первоклассников наглядно-образное.
2. Включать в учебный процесс игровые моменты обучения.
3. Применять специальные приёмы и средства запоминания.
4. Проводить больше занятий на развитие мелкой моторики пальцев, внимания, памяти.
5. Проводить коррекционно-формирующую работу с детьми.

             Выполнение этих требований осуществлялось не только через учебную деятельность младших школьников, но и через внеурочную, которая  является принципиально новым требованием  ФГОС  НОО.

            С одной стороны, организация внеурочной деятельности для школы, педагога-дело не новое. В систему работы классного руководителя всегда включался комплекс воспитательных мероприятий, направленных на реализацию тех или иных образовательных целей и задач. На базе ОУ также организовывалась деятельность творческих, интеллектуальных, спортивных объединений, клубов, кружков и т.д.             Таким образом, главной задачей педагогов, осуществляющих внеурочную работу, стало формирование личности обучающегося, которая является принципиальным условием его самоопределения в той или иной социокультурной ситуации. А одним из основным средств решения данной задачи стало осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.

Реализация программ внеурочной деятельности четко направлена на поэтапное достижение трех уровней результатов: приобретение школьником социальных знаний, формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом; получение школьником опыта самостоятельного социального действия.        

          Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Часы, отводимые на  внеурочную деятельность, проводились в формах, отличительных от урочной системы обучения.

         Согласно требованиям ФГОС  НОО в  Базисном  учебном плане отводится 10 часов  еженедельно на организацию занятий по направлениям внеурочной деятельности, которые являются неотъемлемой частью образовательного процесса. Внеучебная деятельность в начальной школе представлена следующими направлениями:

 

Внеурочная деятельность

Направление образовательно-воспитательной деятельности

Кол-во часов

Название курса

Спортивно-оздоровительное

2ч.

1ч.

«Здоровей-ка», «Олимпиец», «Дети солнца»

1ч.

«Планета здоровья», хореография

Духовно-нравственное

2ч.

1ч.

«Капельки солнца», «Театральные ступеньки»

1ч.

«Народные мотивы»

Общеинтеллектуальное

2ч.

1ч.

«Окружающий нас мир», «В гостях у тётушки совы», «Родной край», «Электрошка»,

1ч.

«Я – исследователь» ,«Умелые ручки», «Хочу всё знать», «Знайка»

Общекультурное

2ч.

1ч.

«Азбука этики», «Акварелька». «Азбука этики»

1ч.

«Экология души», «Акварелька»

Социальное

2ч.

1ч.

«Доброта»,  «Юные пешеходы»

1ч.

«Волшебный  сундучок», «Моя планета»

 

 Внеурочные занятия оказались востребованными и родителями, и детьми.          

          Вся система внеурочной деятельности в школе  даёт возможность  свободного выбора детьми программ, объединений, которые близки им по природе, отвечают внутренним потребностям, помогают удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты.

           Активно привлекаются к организации  внеучебной деятельности родители обучающихся. Совместно с ними были проведены такие мероприятия как:  «Праздник Азбуки», «Новый год», «Праздник пап» и др. 

         В связи с введением ФГОС нам не хватает в школе логопеда, тьютора. Эти должности очень востребованные. Как никогда учителю нужна помощь и в организации работы в классе,  и в качестве воспитателя, и как замещающего учителя (больше свободных педагогов нет в начальном звене), и особенно для дополнительных занятий с детьми после уроков. Это обязательное условие для полноценной работы начального звена в современных условиях. Они помогли бы учителям при работе с учениками, требующими индивидуального подхода, с низкой школьной подготовкой и нарушениями речи.

          Одним из важнейших условий реализации  основной образовательной программы начального общего образования является материально-техническое обеспечение как общепредметное, так и оснащение внеучебной деятельности – это, в первую очередь, библиотечный фонд, технические средства обучения, экранно-звуковые пособия, наглядные средства – приоритеты отдаются средствам и объектам обучения нового поколения, учитывающим современные тенденции в технике и технологиях, ориентированным на применение и реализацию компетентностного подхода.

           Учителями накапливаются и сохраняются материалы о личностном развитии учащихся (портфолио, диагностические карты, отслеживается мониторинг обученности учащихся), дифференцированно составляются планы по предметам. Для успешной  учебной деятельности учащихся  школы частично оснащена печатными  и электронными  носителями учебной (образовательной) информации, мультимедийными, аудио и видеоматериалами, цифровыми образовательными ресурсами. Имеет доступ в Интернет.

            Для полной реализации условий и ресурсного обеспечения образовательных программ начального общего образования,  школа должна решить  следующие проблемы:

обеспечение современным нормативно-программным и учебно-методическим сопровождением содержательной части новых стандартов;

- своевременное обеспечение комплектом учебников для 1-4 классов;

- обеспечение диагностическим инструментарием по оценке достижения планируемых результатов обучения.

- продолжить оснащение учебных кабинетов необходимым оборудованием в соответствии с Требованиями   ФГОС.

         С первых дней педагогами школы ведется образовательный мониторинг.

Условием изучения результатов усвоения обязательного программного материала является поэтапность:

I этап - изучение исходного уровня готовности учащихся к обучению в данном классе;

II этап - анализ динамики эффективности образовательного процесса в сравнении с результатами входной диагностики;

III этап - итоговая диагностика, ставящая целью определение уровня готовности учащихся к обучению на следующей ступени.

        Диагностический анализ даёт возможность получить объективную и очень конкретную информацию об уровне усвоения каждым школьником программного материала:

• выявить и измерить уровень успешности обучения по предметам каждого ученика, класса;

• определить уровень усвоения отдельных тем из изученного курса;

• выявить затруднения учащихся и пробелы в их подготовке;

• дифференцировать учащихся по успешности обучения.

          В начале учебного года  в первых  классах был проведен  мониторинг готовности первоклассников к обучению. Его целью являлась оценка адаптационного потенциала первоклассников в начальный период обучения.

         Входная диагностика  была направлена для выявления состояния зрительного восприятия, мелкой моторики руки, пространственного восприятия, умения ориентироваться на плоскости, фонематического слуха и фонематического восприятия. Результаты входной диагностики показали, что 17,6%(3) учащихся имеют высокий уровень, 47,1%(8)- средний уровень и 35,3%(6) -низкий уровень. Полученные данные использованы для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к ребёнку при обучении в 1 классе.

Социального паспорта класса показывают, что 7 % родителей имеют высшее , 38 % - среднее  специальное и 55 % -  среднее образование.

         Итоговые работы за первый класс выполнили все обучающиеся. (Результаты стартовой диагностики, текущего оценивания (диагностики по результатам четвертей) и  итоговое оценивание (в форме комплексной письменной  работы) показали, что  92%   у обучающихся   1 класса  сформированы  основные ключевые умения: навык чтения, умение работать с текстом,  выполнять инструкции), позволяющие  успешно продвигаться  в освоении  учебного материала на следующем этапе обучения.

       Можно было бы сравнить результаты по детскому саду и результаты школы. Но не все дети посещали садик ( только 67,1% ходили в садик.).

Учителя нашей школы  знают все требования к технике проведения современного урока, а так же  плюсы  современных уроков.  

          Результаты  комплексной работы, проведенной в 1-4 классах, позволяют сделать вывод, что включение в контрольно-оценочную систему школы заданий УУД позволило:

  - Поднять интерес учащихся к обучению, а также развивать их творческую самостоятельность;

   - Создать благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов;

- Оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить  взаимосвязь разных областей знаний.

             Проделана огромная работа по внедрению ФГОС в школе, но не полностью реализованы все требования стандартов.   Не выполнены требования к финансовому обеспечению реализации основной образовательной программы НОО (не заключены дополнительные соглашения с  работниками, не изменено положение о фонде надбавок и доплат работников), материальная оснащённость слаба.

          Работа показала как свои положительные стороны, так и выявил ряд проблем:

1. Недостаточность оснащения современными техническими средствами.

2. Отсутствие комнат релаксации для детей с ослабленным здоровьем, которым необходим  дополнительный отдых.

3. Финансовое обеспечение реализации ФГОС.

4. Недостаточная психологическая  готовность учителей  начальных классов к реализации ФГОС;

4. Осуществление занятий внеурочной деятельности на основе свободного выбора учащихся.

С введением нового стандарта появится возможность его реализации как общественного договора с распределением обязательств (прав и ответственности) между образовательным учреждением и родителями, следовательно, общественность и родители должны быть максимально включены в процесс обсуждения хода внедрения ФГОС НОО.
Родители также могут ознакомиться с информацией о введении стандартов второго поколения на сайте школы.

            Для успешной реализации ФГОС второго поколения    необходимо:

1. Продолжить оснащение учебных кабинетов необходимым оборудованием в соответствии с Требованиями   ФГОС.

2. Формировать материальную базу, комнаты отдыха и игровые.

3. Разработать критерии системы оценивания учащихся во второй половине дня.

4. Обеспечить учителей информационно-методическими ресурсами в соответствии с планируемыми результатами освоения программ начального образования;

5. Сформировать электронные ресурсы для обеспечения деятельности учителей начальных классов.

       Третий  год   введения ФГОС второго поколения позволил сделать вывод о том, что такого рода реформирование системы работы образовательного учреждения давно назрело.

Выводы:

1.Проделана большая работа в рамках реализации ФГОС второго поколения;

2. Большая часть педагогов школы знакомы и умеют применять на практике различные инновационные технологии

3.Анализ  деятельности школы показывает, что модернизация структуры и содержания образования, педагогических технологий, существенно повысила эффективность функционирования и развития ОУ. Что позволило сформировать такие параметры, как вариативность, открытость, адаптивность, органично интегрирующие школу в социальную инфраструктуру района.

 

        В заключении хочу сказать, что многое зависит от желания и характера педагога. Если учитель  открыт для всего нового и не боится перемен, то он, несомненно, будет делать первые уверенные шаги в новых условиях реализации ФГОСов, потому что именно учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм – главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.

 

 

Заместитель директора по УВР                  Е.Т. Дейнега

 

Как должен выглядеть портрет выпускника

начальной школы?

1.     Инициативный

2.     Искренний, доброжелательно настроенный к миру, к людям

3.     Умеет использовать свои знания и умения в реальных жизненных ситуациях

4.     Желает активно высказывать свою точку зрения, аргументировать ее

5.     Любознательный

6.     Умеет организовывать свои дела, решая различные проблемы

7.     Умеет результативно мыслить, добывать информацию и работать с ней

8.     Может оценивать свои и чужие поступки, занимать свою позицию

9.     Умеет общаться с разными людьми, договариваться с ними, делая что-то сообща.